2e736136     

Мамлеев Юрий - Судьба Бытия



Юрий Витальевич Мамлеев
СУДЬБА БЫТИЯ
Прозаик, поэт, драматург, философ. Член Союза писателей, русского и
французского ПЕН-клуба.
Родился в Москве 11 декабря 1931 г. Окончил Московский лесной институт.
Преподавал математику. В СССР не печатался, его произведения распространялись
в самиздате. В 1975 году эмигрировал в США. Преподавал в Корнельском
университете. В 1983 году переезжает во Францию. Издавался на английском,
французском и других европейских языках. С 1989 года начинает публиковаться на
родине. В 1991 г. вернулся в Россию.
Тяготеет к метафизической проблематике, сюрреализму. Автор романов
"Шатуны", "Московский гамбит", многих рассказов и философских эссе.
Женат. В настоящее время живет попеременно в Москве и Париже.
СУДЬБА БЫТИЯ
Вступление
Духовная ситуация в современной России
Религия "я" (утризм "я")
Веданта и абсолют
Космология и богореализация
Душа после смерти и доктрина майи
Загадочные сферы метафизики
"Последняя доктрина"
Послесловие: "метафизика и искусство"
ВСТУПЛЕНИЕ
Этот текст, который предстоит прочесть читателю, не может быть понят, если
не учитывать три фундаментальных момента:
1. Различие между Востоком (традиционным Востоком, особенно Индией) и
Западом.
2. Присутствие очевидных черт восточной духовности в самой России.
3. Духовная ситуация 60-70-х годов в неофициальной культуре в СССР.
Начнем с первого момента, о котором, как известно, много писали. Тем не
менее, на мой взгляд, следует еще раз подчеркнуть некоторые, кардинальные
отличия между западной и восточной духовностью. Западная духовность (я не
говорю здесь об исключениях) основана главным образом на религиозном принципе,
который предполагает определенный дуализм между Богом-Творцом и человеком.
Восточная духовность не отрицает эту пропасть (в том, что касается "тварного"
человека), но идет гораздо дальше, исследуя истинно бессмертное, нетварное
начало в человеке, между которым и Богом (согласно индуистским представлениям)
нет и не может быть никакой пропасти, более того, это божественное начало в
человеке является не просто "подобием" Бога, а самим Богом.
Таким образом, восточные доктрины предполагают идею "не-дуализма" между
Богом и внутренней сущностью (высшим Я) человека, утверждая прямое тождество
между этими двумя началами. Но что важнее всего, это тождество не является
лишь теоретическим догматом, а подтверждено невероятной духовной практикой
Востока. Таким образом, на Востоке нет разрыва между метафизической теорией и
метафизической практикой: Бог познается там не косвенно, а таким, каким Он
есть. Такая связь с Абсолютом не является следовательно религиозной1 (отказ от
потребности в религии признается, как известно, и в христианской традиции,
когда говорится, что необходимость в религии исчезнет после Страшного Суда -
для праведников, которые будут непосредственно жить в Боге и, следовательно,
не буду нуждаться в какой-либо косвенной связи с Богом).
Суть востока, кстати, заключается так же и в тотальном отрицании Эго2 во
имя абсолютного Я, которое как раз и является истинным Я человека.
После этих намеков следует отметить и некоторые другие моменты:
1. На Востоке сами выбирают богов и Бога, на Западе Бог выбирает людей.
2. На Востоке не только Откровение является источником богопознания.
Собственная сверхрациональная интуиция, присущая высшему началу в человеке,
расширяет сферу богопознания. Бог не только дан в Откровении (например,
Кришны), но и может быть понят и раскрыт в меру собственно



Содержание раздела