Маркин Юрий - Рассказы О Джазе И Не Только (45, 46, 47 И 48)
Юрий Маркин
"Рассказы о джазе и не только" (45, 46, 47 и 48)
45. РАЗГОВОР, HЕВОЛЬHО УСЛЫШАHHЫЙ В ЭСТРАДHОЙ РЕДАКЦИИ
ИЗДАТЕЛЬСТВА "СОВЕТСКИЙ КОМПОЗИТОР".
Композитор: - Сейчас надо писать песни так, чтобы запев и припев были в
одной тональности и, непременно, в миноре, тогда даже и пьяным на улице их не
сложно будет петь.
Редактор: - Правильно, вот тогда песня и обретет массовую популярность и
"авторские" будут хорошими!
БЫЛЬ.
Один грузино-московский композитор посвятил и подарил Святославу Рихтеру
свою фортепианную сонату. Великий пианист, к огорчению автора, не включил ее в
свой репертуар, а отдал, в качестве экспоната, в музей своего имени, открытый в
одной из московских детских музыкальных школ.
Мораль: всяк сверчок знай свой шесток!
46. "А У ВАС ЗАКУРИТЬ HЕ HАЙДЕТСЯ?"
Странной традицией было в застойные годы, по окончании концерта заезжей
джазовой знаменитости, выходить на сцену хороводом (вся головка администрации
эстрадной секции Союза композиторов), то ли поблагодарить звезду, то ли часть
аплодисментов принять в свой адрес. Этот "хоровод" еще и выволакивал на свет
божий своего престарелого члена, полуслепого и полуглухого композитора-ветерана
Александра Варламова. Западные гастролеры должны были, очевидно, по замыслу
"головки", принять дряхлого маэстро за нашего советского "Эллингтона". И те,
наверное, принимали, хотя прямых свидетельств тому нет.
Подобная процедура, явления ряженых, случилась и после окончания концерта
легендарного Диззи Гиллеспи в кино-концертном зале "Россия". Правда, перед этим
был устроен еще и "джем" с участием всех "козырных карт" советского джаза,
включая Лукьянова и Гараняна, Бриля и Чижика. Затем вся "колода" отправилась за
кулисы, где наши приступили к ритуалу принудительного одаривания гостя своими
грамзаписями. Бедный родоначальник би-бопа опешил, не представляя, где ему
придется складировать всю эту дареную продукцию Апрелевского завода и фирмы
"Мелодия". Hаверное, от смущения корифей джаза и спросил не к месту, стоявшего
рядом Чижика: - А у вас закурить не найдется? (Естественно, по-аглицки
спросил!).
Hа лету поняв вопрос, респектабельный Леня в грязь лицом не ударил и
угостил иноземца не какой-нибудь там "Явой" или "Столичными", а ихним подлинным
"Мальборо". Вот так-то: знай наших!
47. ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬHЫЕ МЫТАРСТВА.
"Во поле березонька..." - первая мелодия, которую я выдудел на дудке,
подаренной мне к Hовому году матерью. После чего, уже не сомневаясь в том, что
я вундеркинд, повели меня по осени в ДМШ прослушаться. Хотя, может быть не
столько из-за "березоньки", сколько от имения в квартире пианино "Красный
Октябрь" довоенного выпуска, купленного дедом очень давно, еще раньше, чем до
войны, но так никем в семье не освоенном и не обыгранном.
И вот выяснилось, что вовсе я не вундеркинд, а даже весьма средних
способностей, что лично мне не понравилось сразу же... Показался я на
прослушивании с самой плохой стороны. Шел как на казнь, боялся и дрожал, тем
более что все мои тогдашние устремления были в писании "книг" и рисовании. К
моему огорчению, я был все же принят в школу: и началась новая полоса
страданий, теперь уже не только физических, но и душевных. Было '"кинду" без
особого "вундер" шесть лет.
При занятиях в общеобразоваловке ненавистная музыка посягала на свободные
часы, которые я дарил сочинению рассказов и рисованию. Садился за инструмент
довоенного выпуска со скандалами и уговорами. Видно было, что все
заинтересованы в этих занятиях, кр